Думали мы на дне, но снизу постучались.
Недавно правительство РФ опубликовало результаты международного исследования, согласно которому в Россия входит в ТОП-3 стран с самым низким уровнем безработицы. С точки зрения государства – прекрасный результат: люди обеспечены работой, доход растет. Плохая новость для бизнеса -людей не хватает. Тех, кто есть – разбирают сразу, вне зависимости от квалификации.
Вот и портал Хэдхантер недавно отчитался о количестве вакансий и резюме в разных отраслях: в розничной торговле количество вакансий в два раза выше количества резюме.
Какие перспективы?
Средний возраст работающих россиян 42 года. Надежды на старшее поколение нет – число работающих пенсионеров снижается в течение последних семи лет. При этом в 2023 году уровень рождаемости в России оказался минимальным за последние 15 лет – 1,36 детей на одну женщину. Ежегодный демографический прогноз на период до конца 2035 года ухудшился по всём трём сценариям.
С чем в итоге работаем?
Итак, для аналитики мы выбирали самые востребованные массовые профили: продавец, кассир, мерчандайзер, грузчик, курьер и водитель-экспедитор. Рынок предложения с очень большим разбегом – разница заработных плат внутри одной вакансии может быть десятикратной. Например, обычному водителю-экспедитору предлагают от 50 000 до 500 000 рублей в месяц. Стоит отметить, что большинство вакансий указывают средний доход.
Самые дорогие профили пользуются спросом не только в розничном, но и в логистическом секторе. Более высокая конкуренция порождает более высокую заработную плату.
Больше всех зарабатывают водители-экспедиторы. В среднем по России в 2023 году они получают 67 031 ₽ в месяц. Их доход вырос на 18% по сравнению с 2022 годом. Больше всего такие специалисты получали в столице – в среднем 68 332 рубля в месяц. Самые «дешевые» – в Сибирском федеральном округе. В среднем в месяц сибиряки получила 52 615 ₽. Напомним, что цифры указаны без учета бонусов, при среднем количестве смен и без компенсации ГСМ.
С развитием онлайн форматов, востребованными стали и курьеры. Популярность сказывается и на средней стоимости в РФ – 58 105 рублей в месяц. По сравнению с 2022 году они стали получать на 14% больше. Заработная плата в Москве традиционно выше – 62 464 рубля в месяц. Меньше всего получали в ушедшем году в Центральном федеральном округе – 52 103 руб/месяц.
Грузчики – последняя из мультисекторных специальностей нашего списка. В ушедшем году они зарабатывали 45 857 р/месяц в среднем по России. Столичные специалисты получали почти на 10 тыс рублей большей – 56 546 ₽, меньше всего зарабатывали сибиряки – в СФО в 2023 году платили 39 437 ₽/месяц.
Несмотря на активное развитие онлайн формата, традиционная розница остается популярной у населения. А значит и сотрудники магазинов остаются востребованными специалистами. Мы, конечно, говорим о продавце, кассире и мерчандайзере.
Возглавляет рейтинг – продавец с ежемесячным доходом в 38 545 рублей в месяц в среднем по России в 2023 году. В московском регионе эта цифра значительно выше – 56 477 ₽ в месяц. Дешевле всего в ушедшем году было нанимать продавцов в Уральском федеральном округе – 36 724 ₽/месяц. Стоит отметить, что по сравнению с 2022 годом их заработная плата почти не выросла –прибавка составила всего 2%.
Те, кто отвечают «за красоту», также стоят в месяц около 40 000 рублей. В среднем по России мерчандайзеры получали в прошлом году 38 105 рублей в месяц. Рост их дохода – 10% по сравнению с 2022 годом. Да и разброс заработных плат по регионам не так велик. Московские профессионалы стоили в прошлом году 46 696 рублей в месяц, а сотрудники на аналогичной позиции в Приволжском федеральном округе – 33 629 руб/мес.
Стоимость кассиров также близка к стоимости предыдущих профилей – в среднем по России в 2023 году они получали 37 355 рублей в месяц. Их доход растет медленнее продавцов – прибавка составила 6% по сравнению с 2022 годом. Опять же, самые дорогие кассиры в Москве – 49 498 рублей в месяц в среднем в 2023 году, меньше всех зарабатывали в Приволжском федеральном округе – 36 895 ₽.
Что же делать?
Выбор небольшой.
Необходимо мониторить рынок, предлагая конкурентные заработные платы и условия. По данным, «Работа.ру» более половины (57%) россиян увольнялись с работы из-за низкой оплаты. Еще треть (29%) увольнялась из-за нарушения ТК со стороны работодателя. Поэтому так важно быть не хуже остального рынка и предлагать конкурентные условия.
Отказаться от любых стереотипов при наборе персонала: курьерами могут не только мужчины, но и женщины. Возрастные ограничения тоже могут быть сняты – собирать заказы в магазине или на складе могут и подростки, и пенсионеры, и студенты. Один из самых ярких примеров – женщины-водители для карьерных БЕЛазов в добывающих предприятиях.
Частичная занятость и гибкий график – тоже способ нанять большее количество сотрудников при экономии ФОТ. Например, выводить бОльшее количество персонала в пиковые часы, и не оплачивать «простой», когда покупателей меньше.
Разделить работу на «мелкие» задачи и нанимать менее квалифицированный персонал. Например, кассиров необходимо обучить работе с аппаратом, у них материальная ответственность. А вот ценники могут распечатывать, вырезать и менять разнорабочие или те, кто подрабатывают. Как и собирать онлайн заказ могут люди разной квалификации.
Автоматизировать все, что можно – электронные ценники, сканеры для считывания штрих-кодов, электронный документооборот, который сигнализирует об ошибке, ПО, которое контролирует качество товара и сроки годности. Все эти задачи должны снизить нагрузку на персонал и уменьшить потребность в людях. Правда на этапе внедрения эти решения дорогостоящие и требуют бОльшего количества персонала на переходный период. Но в долгосрочной перспективе – вы получите меньшую зависимость бизнеса от людей и меньший ФОТ. Главное, чтобы у бизнеса хватило денег и ресурсов на внедрение этих изменений.
Полюбите свой линейный персонал. Зачастую – они сотрудники последней мили и напрямую общаются с клиентами. И информация от них может существенно улучшить внутренний и клиентский сервис. Плюс, внедрение изменений, которые предлагают полевые сотрудники, существенно повышают самооценку этих людей. Поэтому хвалите этих сотрудников не только лично, но и публично. Рассылки по всей сети от HR службы их достижения, печатайте в корпоративной газете с фотографией (чтобы хвалиться перед родственниками), доска почета, и, конечно, конкурсы и материальное лучших (призы, подарки) – все это рабочие инструменты. Такая «нематериальная» мотивация существенно повышает лояльность к компании работодателя, а значит снижает необходимость набора новых сотрудников.
Источник: Спецвыпуск к форуму Неделя российского ритейла “Retail Week” 27-30 мая 2024 (17)